

Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Правовой мониторинг в отношении Закона Республики Беларусь «О государственной статистике»
СПРАВКА
о результатах проведения правового
мониторинга в отношении Закона
Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г.
№ 345-З «О государственной статистике»
I. Вводная часть
1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее – Белстат), осуществлялся в период с 28 сентября 2020 г. (начало) по 27 ноября 2020 г. (окончание).
2. Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), а также во исполнение рекомендаций международных экспертов по результатам проведения в 2019 году Глобальной оценки национальной статистической системы Республики Беларусь.
3. Основные сведения об объекте правового мониторинга и мероприятия по проведению правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее – Закон).
Цели правового мониторинга – анализ и оценка практики применения Закона, эффективности правового регулирования им общественных отношений, возможностей совершенствования норм Закона с учетом международных стандартов и рекомендаций в области статистики.
Белстатом были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ норм Закона по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции;
анализ норм Закона на соответствие Основополагающим принципам официальной статистики;
анализ выводов и предложений, содержащихся в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № Р-1050/2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам государственной статистики» (далее – решение Конституционного Суда);
направление запросов в 51 (пятьдесят один) государственный орган (организацию) о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона (письмо Белстата от 25.09.2020 № 02/1-35/315), анализ полученных ответов;
размещение информации о проведении мониторинга Закона на официальном сайте Белстата в глобальной компьютерной сети Интернет;
рассмотрение вопроса «О проведении правового мониторинга Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» в рамках заочного заседания Межведомственного совета по государственной статистике 21 октября 2020 г.
В ходе правового мониторинга дополнительно были изучены:
передовой опыт национальных статистических служб других государств;
рекомендации группы международных экспертов-статистиков по результатам проведения в 2019 году Глобальной оценки национальной статистической системы Республики Беларусь;
нормы Модельного закона об официальной статистике, разработанного Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (далее – МЗОС) и принятого в качестве стандарта для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии при совершенствовании правовой и институциональной основ официальной статистики;
Основополагающие принципы официальной статистики, принятые в январе 2014 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, первоначально одобренные Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в 1992 г.;
Кодекс норм европейской статистики 2005 г. в редакции 2017 г., принятый Комитетом Европейской статистической системы.
II. Основная часть
Практика применения Закона в целом соответствует основным целям его принятия.
Правовое регулирование отношений в области государственной статистики в целом отличается стабильностью. Так, следует учитывать, что новая редакция Закона была принята спустя 12 (двенадцать) лет после принятия его первоначальной редакции.
Предложений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также членов Межведомственного совета по государственной статистике в ходе проведения правового мониторинга в отношении Закона не поступало.
В рамках правового мониторинга из 51 (пятидесяти одного) запроса, направленного в заинтересованные государственные органы (организации) ответы получены на 49 (сорок девять) запросов.
При этом в подавляющем большинстве из ответов (41 (сорок один)) сообщалось об отсутствии предложений по совершенствованию Закона.
Вместе с тем, 8 (восемь) государственных органов (организаций) (Комитет государственного контроля, Национальная академия наук Беларуси, Министерство культуры, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Концерн «Белнефтехим», Брестский облисполком, Минский горисполком направили конкретизированную информацию или предложения, касающиеся практики применения Закона. Представленная информация и предложения затрагивали, в том числе, вопросы уточнения терминологии Закона, формата представления государственной статистической отчетности, расширения прав и обязанностей государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики.
Кроме того, в решении Конституционного Суда отмечено о необходимости осуществления органами государственной статистики предусмотренного Законом права на получение административных данных с учетом соблюдения требований законодательства о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Негативных последствий, которые возникли в процессе применения Закона, в ходе правового мониторинга не выявлено.
III. Заключительная часть.
Закон следует в целом признать качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере государственной статистической деятельности. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным. В ходе правового мониторинга Закона не выявлено явно устаревших либо неэффективных норм.
Вместе с тем правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные пробелы и иные неопределенности в ряде вопросов, информация о которых отражена в основной части настоящей справки.
Учитывая изложенное, с учетом практики применения Закона, а также в целях выполнения рекомендаций международных экспертов по результатам проведения в 2019 году Глобальной оценки национальной статистической системы Республики Беларусь в части приведения норм Закона в большее соответствие с положениями МЗОС и Кодексом норм европейской статистики принято решение о совершенствовании Закона (проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» планируется включить в проект плана подготовки законопроектов на 2022 год).