Исторический очерк становления и развития белорусской государственной статистики

Возникновение и становление государственной статистики

Государственная статистика Беларуси прошла длительный путь становления, который неразрывно связан с историей страны. В XIX веке статистика Беларуси являлась практически частью общероссийской статистики. Началом ее возникновения послужило создание губерний. В начале XX столетия в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно существовали статистические отделы, деятельность которых в основном была направлена на проведение переписей 1914, 1916, 1917 годов. Декретом СНК РСФСР от 3 сентября 1918 г. губернские статистические отделы были преобразованы в губернские статистические бюро.

Формирование в Беларуси республиканского статистического центра началось после провозглашения 1 января 1919 года Советской Социалистической Республики Белоруссия. На освобожденной от иностранных оккупантов территории был организован в качестве белорусского Правительства Военно-революционный комитет Советской Социалистической Республики Белоруссия. Начались большие работы по восстановлению разрушенного народного хозяйства, которому был нанесен огромный ущерб. Были разорены и разграблены промышленность, железные дороги. Более чем на треть сократились по сравнению с довоенным периодом посевные площади. В этих условиях для быстрейшего восстановления народного хозяйства требовалось наладить учет и контроль над производством и потреблением. А этого нельзя было сделать без создания на территории республики  органов государственной статистики.

23 августа 1920 года Военно-революционный комитет Советской Социалистической Республики Белоруссия принял постановление о формировании статистических учреждений на территории республики. Этим постановлением ведение статистики в пределах Беларуси возлагалось на Центральное статистическое бюро и образуемые им местные органы (опубликовано в «Известиях Военно-революционного комитета Социалистической Советской Республики Белоруссии» (1920г., № 1)).

Конец 1920 года и весь 1921 год были для государственной статистики Беларуси периодом формирования статистических органов и повсеместного налаживания статистического учета и отчетности. Эта работа осуществлялась с большими трудностями, обусловленными тем положением, в котором оказалась Беларусь до революции. Примерно 80 процентов населения республики было неграмотным. Привлечение к статистической работе интеллигенции оказалось делом чрезвычайно трудным. В течение долгого времени не работали почта и телеграф, бездействовали типографии.

Несмотря на это, уже в 1920 году центральное статистическое бюро ССРБ приступило к обследованию продовольственного состояния республики и начало целый ряд крупных и важных по своему значению статистических работ. Белревкомом были приняты соответствующие нормативные акты, которыми предлагалось органам советской власти и учреждениям оказывать командируемым Центральным статистическим бюро (Центрстатбюро) сотрудникам полнейшее содействие в выполнении возложенных на них обязанностей. Железнодорожные власти обязаны были предоставлять им возможность беспрепятственного передвижения, отводя места в поездах всех назначений. Волостные ревкомы обязывались создавать командируемым сотрудникам статбюро возможность срочного передвижения по грунтовым дорогам без всякой задержки, общественные, кооперативные и продовольственные организации - оказывать содействие в приобретении продуктов питания и товаров первой необходимости. Им разрешалось пользоваться междугородней телефонной связью для служебных надобностей.

Первое обсуждение структуры, штатов, материально-технической базы Центрального статбюро состоялось 23 января 1921 года на заседании Совнаркома. В принятом постановлении была утверждена смета расходов Центрального статбюро на 1921 год. В штатном расписании предусматривались следующие секции: демографическая (17 человек), статистики народного образования (14 человек), статистики народного здравоохранения (8 человек), статистики труда и социального обеспечения (12 человек), статистики земледельческого хозяйства (16 человек), текущей сельскохозяйственной статистики (16 человек), статистики промышленного производства (27 человек), экономической статистики (17 человек), лесной статистики (8 человек), военной статистики (8 человек), статистики коммунального хозяйства и управления (13 человек). Имелся отдел общего управления (28 человек).

В этот период шел процесс административно-территориального устройства республики. Пятый Всебелорусский съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 года, постановил «приветствовать решение трудящихся Гомельской, Витебской и Смоленской губерний о включении в состав Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением». Вторая сессия Центрального Исполнительного Комитета БССР, состоявшаяся 17 июля 1924 года, утвердила новое административно-территориальное деление республики.

Положительные сдвиги в развитии народного хозяйства, изменения в административно-хозяйственном устройстве поставили новые задачи перед органами государственной статистики, вызвали необходимость их реорганизации. Третья сессия ЦИК БССР шестого созыва утвердила новое «Положение о государственной статистике БССР». Согласно этому положению Центральное статистическое бюро БССР было реорганизовано в Центральное статистическое управление (ЦСУ) БССР, которое действовало на правах объединенного наркомата и непосредственно подчинялось Центральному Исполнительному Комитету и Совнаркому БССР. Во главе Центрального статистического управления стоял управляющий, пользовавшийся в Совнаркоме правом совещательного голоса.

В округах государственную статистику возглавляли окружные статистические бюро. Кроме того, на статистические бюро возлагались обязанности по организации и выполнению статистических исследований и прочих работ местного значения по заданию и на средства окружных исполнительных комитетов.

Для осуществления задач, стоящих перед государственной статистикой, был введен при райисполкомах в дополнение к сети добровольных корреспондентов особый институт первичного статистического наблюдения районных статистиков.

В январе 1925 года ЦИК БССР принял постановление, в котором, в частности, предусматривалось, что статистические работы местного значения, выполняемые окружными статистическими бюро, должны были производиться с согласия Центрального статистического управления. Ежегодный план статистических работ и изменения в нем должны были утверждаться Совнаркомом БССР по согласованию с Центральным статистическим управлением СССР.

Решение задач по восстановлению народного хозяйства потребовало от государственной статистики разработки баланса народного хозяйства. В 1924 году он был составлен за 1923-1924 годы. В 1925 году Центральное статистическое управление республики приступило к составлению баланса продуктов сельского хозяйства - хлебофуражного баланса. Хлебофуражный баланс дополнялся балансами заготовок сельскохозяйственной продукции.

В 20-х годах и особенно во второй их половине Центральное статистическое управление Беларуси большое внимание уделяло публикации статистических материалов. Впервые в 1925 году был издан первый выпуск «Статистического ежегодника БССР» за 1923-1924 годы. В 1926 году появился второй выпуск «Статистического ежегодника БССР» за 1924-1925 годы на белорусском языке и в 1927 году - на русском языке, а в 1928 году - за 1925-1926 годы. В 1929 году к десятилетию образования Белорусской ССР Центральное статистическое управление подготовило и опубликовало крупную статистическую работу «Белорусская ССР в цифрах».

Во второй половине 20-х годов были приняты меры по организации подготовки статистических кадров. Кроме курсового обучения работников для районных статистических органов постановлением СНК БССР от 3 марта 1926 года при факультете права и хозяйства Белорусского государственного университета было открыто статистическое отделение для подготовки специалистов высшей квалификации в области государственной статистики. В 1930 году факультет права и хозяйства был реорганизован в два самостоятельных факультета. На базе экономического отделения был создан факультет народного хозяйства с промышленным, финансовым, кооперативным, планово-статистическим и сельскохозяйственным отделениями. В 1933 году было принято решение открыть Институт народного хозяйства. В состав института входил учетно-статистический факультет.

Дальнейшие преобразования в СНК БССР были осуществлены на основе Конституции БССР, утвержденной 11 апреля 1927 года восьмым Всебелорусским съездом Советов. Согласно статьи 39 Конституции в состав Совета народных комиссаров БССР с правом решающего голоса вошли председатель, заместители председателя, председатель ВСНХ, народные комиссары финансов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции, земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и управляющий Центральным статистическим управлением.

Статистика в 30-е годы

Коренные изменения в организации государственной статистики произошли в 30-е годы. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 23 января 1930 года, ЦИК и СНК Белорусской ССР от 27 февраля 1930 года Центральное статистическое управление БССР как народный комиссариат было упразднено, его функции и аппарат переданы Государственной плановой комиссии при СНК БССР. Были упразднены окружные статистические бюро с передачей их функций плановым комиссиям при окружных исполнительных комитетах.

Постановлением ЦИК БССР и СНК БССР Председателю Государственной плановой комиссии было предоставлено право решающего голоса в Совете народных комиссаров БССР. Государственной плановой комиссии поручалось переработать действующее положение о государственной плановой комиссии и о государственной статистике БССР в соответствии с новыми правами и задачами плановых органов.

13 апреля 1931 года СНК БССР постановил считать руководящим органом в вопросах учета и статистики в БССР Государственную плановую комиссию БССР в лице ее сектора народнохозяйственного учета, работающего на правах самостоятельного управления.

10 марта 1932 года СНК СССР утвердил «Положение о республиканских, областных (краевых) органах народнохозяйственного учета». Согласно этому положению для руководства народнохозяйственным учетом и статистикой в СССР была создана единая общесоюзная система органов народнохозяйственного учета - Центральное управление народнохозяйственного учета Госплана СССР (ЦУНХУ) и учреждены его органы в республиках: управления народнохозяйственного учета союзных и автономных республик, краев и областей, районные и городские инспектуры народнохозяйственного учета.

Органы государственной статистики в союзных республиках находились в непосредственном подчинении ЦУНХУ Госплана СССР. Директивы и задания, исходящие от ЦУНХУ Госплана СССР, являлись для всех статистических органов обязательными.

22 июня 1933 года ЦИК и СНК БССР реорганизовали Управление народнохозяйственного учета при Государственной плановой комиссии БССР в Управление народнохозяйственного учета БССР. Оно являлось одновременно и органом Центрального управления народнохозяйственного учета Госплана СССР.

Основными задачами Управления народнохозяйственного учета были: внедрение учета во всех областях народного хозяйства как важнейшего орудия планирования, хозяйственного руководства и проверки выполнения плана.

В конце 30-х годов происходили изменения в административно-территориальном делении республики. В сентябре 1939 года была воссоединена западная часть Беларуси, отторгнутая Польшей по Рижскому мирному договору 1921 года.

В связи с этим перед государственной статистикой встали новые задачи. Были проведены важные статистические работы по определению состояния народного хозяйства присоединенных западных областей. Проведена большая работа по образованию областных, городских и районных органов государственной статистики, подбору и подготовке статистических кадров, по налаживанию текущей статистики во всех областях народного хозяйства.

Мирный труд населения был прерван Великой Отечественной войной. Работа Управления народнохозяйственного учета БССР была временно приостановлена.

Развитие статистики Беларуси в послевоенный период

Тяжелые испытания в годы войны выпали на долю белорусского народа. Фашисты уничтожили и разграбили огромные материальные и культурные ценности. Ни с чем не сравнимы человеческие жертвы, которые понесла республика в годы Великой Отечественной войны.

По мере изгнания из Белоруссии фашистских захватчиков в республике развертывалась большая организационная работа по восстановлению народного хозяйства. Создавались органы государственной статистики, накапливались и обобщались сведения о состоянии народного хозяйства.

Постановлением СНК СССР от 15 декабря 1943 года № 1377 Госплану СССР разрешено объединить в областях, краях и республиках аппарат Уполномоченных Госплана СССР с аппаратом областных, краевых и республиканских органов статистики.

В течение первой послевоенной пятилетки была поставлена задача не только восстановить довоенный уровень развития народного хозяйства, но и превзойти его. Решение этой задачи потребовало от органов государственной статистики организовать наблюдение не только за развитием народного хозяйства, но и проведение систематического экономического анализа условий, в которых оно протекало, с целью выявления неиспользованных резервов.

Поставленная задача не могла быть успешно решена при существующей в то время форме организации учета и статистики в стране. Государственная статистика не отвечала требованиям государственного управления и планового руководства народным хозяйством. Не было организовано должной проверки достоверности ведомственной отчетности. Собираемые органами государственной статистики материалы надлежащим образом не обрабатывались и не анализировались.

В целях устранения указанных недостатков, коренного улучшения статистической работы, повышения роли государственной статистики в управлении и планировании постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1948 года № 3018 Центральное статистическое управление Госплана СССР выделено из состава Госплана и преобразовано в Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР).

В соответствии с этим постановлением Управление народно-хозяйственного учета при Госплане БССР было преобразовано в Статистическое управление при Совете Министров БССР (СУ БССР). В областях были созданы областные статистические управления, в городах и районах - городские и районные инспектуры. Статистическое управление республики находилось в подчинении и действовало под непосредственным руководством ЦСУ СССР.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1960 года № 30 Статистическое управление БССР преобразовано в Центральное статистическое управление при Совете Министров БССР (ЦСУ БССР). Центральное статистическое управление при Совете Министров БССР стало союзно-республиканским органом и подчинялось Совету Министров БССР и ЦСУ СССР. На ЦСУ БССР были возложены следующие основные задачи:

  • осуществление мероприятий по централизации учета и статистики, учет выполнения государственных планов, а также выполнение других статистических работ;
  • разработка и анализ статистических материалов по вопросам экономики производства, производительности труда, себестоимости продукции в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства;
  • составление расчетов национального дохода, составление отчетных балансов материальных и трудовых ресурсов, а также перспективных расчетов численности населения;
  • публикация в печати данных о выполнении планов и других статистических материалов, издание статистических бюллетеней и статистических сборников;
  • подготовка и переподготовка кадров счетных работников для народного хозяйства республики.

Важнейшим фактором успешного решения задач, стоящих перед статистикой, являлась механизация и автоматизация статистического учета. Применение счетно-вычислительной техники позволяло обеспечить сокращение сроков и повысить качество разработки отчетов предприятий и организаций.

Первая машиносчетная станция при ЦСУ БССР была создана в июне 1957 года. На ней имелись четыре комплекта счетно-перфорационного оборудования, насчитывающих 4 табулятора, 4 сортировки, 10 перфораторов, 6 контрольников и два итоговых перфоратора, а также около 50 вычислительных машин. Машиносчетные станции при областных статистических управлениях были оборудованы только счетно-клавишными машинами. В последующие годы техническая оснащенность машиносчетных станций возрастала высокими темпами.

Наряду с механизацией статистических работ велось расширение вычислительных работ для предприятий и организаций народного хозяйства. В 1967 году на базе машиносчетной станции ЦСУ БССР был создан вычислительный центр, оснащенный электронно-вычислительными машинами «Минск-22». Дальнейшее увеличение количества вычислительной техники позволило создать вычислительные центры и машиносчетные станции во всех городах и районах республики, которые в последующие годы (1972-1973) объединились с районными и городскими инспектурами. Вычислительные центры и машиносчетные станции в городах и районах просуществовали до 1987 года.

В это время ставилась задача через создание районных и городских вычислительных станций укрепить материально-техническую базу статистики в целях дальнейшего развития механизированной обработки статистических данных, учетно-отчетной и другой документации централизованных бухгалтерий, учреждений Стройбанка СССР, органов социального обеспечения, финансовых органов, колхозов, совхозов и других предприятий и организаций.

Наиболее крупными статистическими работами в послевоенный период стали переписи населения. Первая послевоенная перепись населения в республике проводилась в январе 1959 года. Численность населения по ее итогам составила 8054,6 тысячи человек против 8910 тысяч человек в 1939 году. Снижение численности населения явилось следствием больших людских потерь во время войны.

Вторая послевоенная перепись населения проведена в январе 1970 года, численность населения составила 9002,3 тысячи человек. Третья послевоенная перепись населения проводилась в январе 1979 года, численность населения составила 9532,5 тысячи человек. Четвертая послевоенная перепись населения проводилась в январе 1989 года. Численность населения составила 10151,8 тысячи человек.

Пятая перепись населения прошла с 16 по 23 февраля 1999 года в условиях самостоятельного государства. Вся подготовительная работа, разработка методологии, математического обеспечения проводилась собственными силами Министерства статистики и анализа. По итогам переписи 1999 года численность населения республики составила 10045 тысяч человек.

По мере развития народного хозяйства усложнялись хозяйственные связи, возрастали объемы использованных материальных ресурсов, увеличивался выпуск продукции. Все это требовало непрерывного совершенствования государственной статистики. На это и были направлены меры по повышению статуса центрального органа руководства статистикой.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 августа 1987 года № 1652-1 ЦСУ БССР преобразовано в союзно-республиканский Государственный комитет Белорусской ССР по статистике. Постановлением Верховного Совета БССР от 18 июля 1990 года Государственный комитет БССР по статистике переименован в Государственный комитет БССР по статистике и анализу, в 1991 году – в Государственный комитет Республики Беларусь по статистике и анализу. Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1994 года Государственный комитет Республики Беларусь по статистике и анализу преобразован в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.

На путях коренных преобразований

После распада Советского Союза республика стала самостоятельным государством. Начались рыночные преобразования. Это потребовало коренной перестройки всей системы государственной статистики. Была разработана специальная Республиканская программа перехода республики на принятую в международной практике систему учета и статистики, которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1992 года № 523. К ее осуществлению было привлечено большинство министерств и ведомств, ряд научно-исследовательских и проектно-технологических институтов республики.

Главная задача перестройки статистики заключалась в том, чтобы создать надежную информационную базу для экономического анализа и оценки эффективности народного хозяйства, выработки рациональной экономической политики и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, статистического наблюдения за ходом рыночных преобразований, представления статистической информации международным организациям в соответствии с принятыми Правительством республики обязательствами.

В ходе осуществления Программы проведены научные исследования по всем отраслям статистики, разработана методология статистических наблюдений, обучены кадры статистиков, внедрены современные технологии сбора и обработки статистической информации.

Основной задачей перевода статистики на международные стандарты стало совершенствование всей системы учета и статистики, позволяющее осуществить переход от баланса народного хозяйства к формированию национальных счетов и определению валового внутреннего продукта, придания ему статуса основного показателя, характеризующего в целом экономическую деятельность государства.

Практическая реализация этой задачи была начата в 1992 году. Большую помощь в ее решении Минстат получил от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Было установлено тесное сотрудничество со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Статкомитетом СНГ, Евростатом.

В целях получения данных об изменениях в уровне жизни населения, а также в связи с тем, что большая часть валового внутреннего продукта используется на потребление именно в домашних хозяйствах, возникла необходимость организации выборочного статистического наблюдения о доходах и расходах в домашних хозяйствах на новой методологической основе. Совместно со Всемирным банком был разработан проект проведения выборочного обследования, которым ежегодно охватывается около 6 тысяч семей во всех областях, в 19 городах с численностью населения свыше 72 тысяч человек, 52 сельских районах, в 27 малых городах и поселках городского типа.

В условиях централизованного планового управления экономикой цены устанавливались в директивном порядке на основе прейскурантов. Они не отражали их реального уровня. Поэтому индексы цен не находили широкого применения в выработке экономической политики государства и определении динамики изменений важнейших макроэкономических показателей. Это потребовало коренной перестройки системы наблюдения за ценами непосредственно в местах продажи потребительских товаров и услуг.

В связи с либерализацией цен весьма остро встал вопрос об индексации доходов населения. В декабре 1991 года был принят Закон об индексации доходов населения. Для решения этой важной социальной задачи необходимо было обеспечить измерение уровня инфляции. Минстат с помощью экспертов Международного валютного фонда в короткие сроки разработал и осуществил проект по наблюдению за состоянием потребительских цен. Сеть магазинов и городских рынков отобраны таким образом, чтобы наблюдением были охвачены все крупные города, ряд районных центров. Определяемые индексы цен базируются на требованиях международных стандартов с учетом опыта промышленно развитых стран с рыночной экономикой. Индексы цен, определяемые Минстатом, широко используются при индексации доходов населения, рассмотрении вопросов в судебных органах. На их основе определяются важные макроэкономические показатели, и в частности, темпы изменения розничного товарооборота в сопоставимых ценах, реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата и др.

С 1995 года началась разработка индексов цен производителей промышленной продукции. Для этого отобрано более 3000 товаров-представителей.

Одной из важных работ, проводимых Минстатом, является участие республики в программе международных сопоставлений. Цель сопоставлений - определить реальный паритет покупательной способности национальной валюты по отношению к доллару США или к конвертируемой валюте любой другой страны. Проводимые сопоставления позволяют определить реальный объем валового внутреннего продукта в долларах США и место республики в мировом сообществе.

Минстатом разрабатывается торговый баланс, который является одним из основных источников информации для разработки платежного баланса. Данные торгового баланса формируются на основе сведений, получаемых от Государственного таможенного Комитета.

Сотрудничество с экспертами МВФ, Евростата и ФСУ Германии позволило разработать методику расчета индексов средних цен и физического объема экспорта и импорта и внедрить ее в практику ведения статистики внешней торговли.

Большая работа проведена по совершенствованию статистики финансов предприятий, бюджетной и банковской деятельности. Начаты расчеты определения индексов физического объема промышленной продукции по товарам-представителям.

Само собой разумеется, что проведение таких важных статистических работ невозможно было осуществить без комплекса мер по подготовке и переподготовке кадров. Для этого была использована помощь международных организаций и собственные средства. По инициативе Минстата в Минске было проведено около 20 учебных семинаров, в которых участвовали руководители подразделений Минстата и главные специалисты. Многие специалисты прошли обучение и стажировку в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции.

Значительную помощь в совершенствовании статистики оказало подписание соглашений с Федеральным статистическим управлением Германии, Центральным статистическим управлением Республики Польша, Департаментом статистики Литвы, другими государствами. Соглашения позволили наладить регулярный обмен опытом с выездом специалистов в национальные статистические службы.

Постоянно поддерживаются деловые отношения с Госкомстатом России, статистическими службами Украины, Молдовы, Казахстана. Регулярно производится обмен методическими документами. Ведется работа по максимальному сближению методологии статистики и гармонизации статистических показателей.

Одновременно осуществляются крупные мероприятия по совершенствованию технологии сбора и обработки статистической информации.

В результате осуществления Республиканской программы перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики коренным образом изменилась вся система учета и статистики. Она более полно соответствует международным стандартам. Это позволяет сравнивать уровень экономического развития нашей страны с другими странами мирового сообщества. Наши статистические материалы являются востребованными во всех международных экономических организациях.

Большим событием в жизни статистиков стало подписание в 1997 году Президентом Республики Беларусь Закона «О государственной статистике». В Законе определены цели и задачи органов государственной статистики, их права и обязанности, ответственность юридических лиц за своевременное и качественное составление и представление статистических отчетов. В 2004 году Закон «О государственной статистике» был пересмотрен, доработан и принят новый Закон «О государственной статистике», который определяет новые правоотношения в области государственной статистики.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. №445 Министерство статистики и анализа Республики Беларусь преобразовано в Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Данное преобразование вызвано необходимостью соблюдения одного из основных принципов официальной статистики, закрепленного в Законе Республики Беларусь «О государственной статистике» – принципа независимости при осуществлении государственной статистической деятельности.

Таким образом, преобразование Минстата в Белстат с подчинением Главе государства – это обеспечение в полной мере реализации в республике основополагающего принципа официальной государственной статистики с целью получения независимой и объективной информации о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении в республике и ее регионах.

Достоверная и независимая статистика служит основой для принятия правильных политических решений, предоставляет адекватную оценку ключевых экономических и социальных показателей, охватывающих все аспекты развития государства. Поэтому принцип независимости при осуществлении статистической деятельности включен в законы о статистике, принятые и действующие во многих странах мира.