Текст с изменениями и дополнениями (выделены красным цветом и символом ►), вступающими в силу с 5 апреля 2023 г.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 ноября 2004 г. № 345-З
Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной статистики, соответствующие международным принципам официальной статистики, и направлен на создание условий для удовлетворения потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
►административные данные – документированная информация (за исключением первичных статистических данных), получаемая государственными органами и иными организациями в связи с осуществлением государственно-властных полномочий, административных процедур, контрольных (надзорных) и других функций, возложенных на них нормативными правовыми актами, и используемая для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
государственная статистика – система сбора, обработки, хранения и защиты первичных статистических данных, формирования, накопления, распространения и представления официальной статистической информации;
государственная статистическая деятельность – деятельность по ведению государственной статистики, осуществляемая органами государственной статистики и государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, в соответствии с официальной статистической методологией;
государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, – государственные органы и иные государственные организации (за исключением органов государственной статистики), осуществляющие государственную статистическую деятельность по вопросам, входящим в их компетенцию;
государственные статистические наблюдения – сбор первичных статистических данных, осуществляемый органами государственной статистики или государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, в целях формирования официальной статистической информации;
единица наблюдаемой совокупности – отдельный элемент наблюдаемой совокупности, признаки которого подлежат государственному статистическому наблюдению;
►индивидуальные административные данные – административные данные о конкретном юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе;
наблюдаемая совокупность – отобранные в определенном порядке качественно однородные элементы, обладающие признаками, подлежащими государственному статистическому наблюдению;
нецентрализованные государственные статистические наблюдения – сбор первичных статистических данных, осуществляемый государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики;
объект государственного статистического наблюдения – совокупность явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих государственному статистическому наблюдению;
►официальная статистическая информация – информация об экономическом, демографическом, социальном положении и о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь, сформированная путем обработки первичных статистических и (или) административных данных, иной информации в соответствии с официальной статистической методологией;
официальная статистическая методология – совокупность правил, методов и способов, используемых для ведения государственной статистики;
первичные статистические данные – данные о конкретном респонденте, собранные по формам государственных статистических наблюдений;
перепись – специальное государственное статистическое наблюдение, при проведении которого осуществляется сбор первичных статистических данных по состоянию на определенную дату в целях формирования официальной статистической информации, комплексно характеризующей объект государственного статистического наблюдения;
пользователь – субъект правоотношений в области государственной статистики, использующий официальную статистическую информацию;
►поставщики административных данных – субъекты правоотношений в области государственной статистики, предоставляющие административные данные органам государственной статистики и (или) государственным организациям, уполномоченным на ведение государственной статистики;
►программа статистических работ – перечень государственных статистических наблюдений и официальной статистической информации, формируемой органами государственной статистики и государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, с указанием сроков ее распространения и (или) представления;
респондент – субъект правоотношений в области государственной статистики, первичные статистические данные о котором являются объектом государственных статистических наблюдений;
►статистические метаданные – данные, описывающие официальную статистическую информацию путем указания используемых для ее формирования источников данных, официальной статистической методологии, показателей качества и иных сведений;
статистический классификатор – систематизированный перечень значений определенного признака объекта государственного статистического наблюдения;
статистический показатель – показатель, содержащийся в формах государственных статистических наблюдений либо полученный расчетным путем на основе официальной статистической методологии и отражающий количественно-качественную характеристику явлений, процессов, фактов или событий в условиях конкретного места и времени;
статистический регистр – база данных, содержащая перечень респондентов с указанием сведений о них, необходимых для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
►субъект индивидуальных административных данных – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, административные данные о котором используются при осуществлении государственной статистической деятельности;
централизованные государственные статистические наблюдения – сбор первичных статистических данных, осуществляемый органами государственной статистики.
►Статья 2. Исключена.
►Статья 3. Правовое регулирование отношений в области государственной статистики
►1. Отношения в области государственной статистики регулируются законодательством о государственной статистике и международными договорами Республики Беларусь.
►2. Законодательство о государственной статистике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
►3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Основными задачами государственной статистики являются:
►формирование официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам в области статистики;
осуществление государственной статистической деятельности с соблюдением принципов государственной статистики;
удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации.
►Статья 5. Принципы государственной статистики
►Принципами государственной статистики являются:
►независимость при осуществлении государственной статистической деятельности. Органы государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, независимы в принятии решений о правилах, методах и способах, используемых для ведения государственной статистики, содержании и сроках распространения и (или) представления официальной статистической информации;
►статистическая конфиденциальность. Первичные статистические и индивидуальные административные данные являются конфиденциальными, используются при осуществлении государственной статистической деятельности. Распространение и (или) представление первичных статистических и индивидуальных административных данных допускаются только в случаях, установленных настоящим Законом;
►обоснованность официальной статистической методологии. Официальная статистическая методология основывается на международных стандартах в области статистики, систематически проводятся ее пересмотр и актуализация, обеспечивается последовательное применение единых стандартов, понятий, терминов и их определений, классификаций;
►умеренность возлагаемой на респондентов нагрузки. Нагрузка на респондентов по представлению первичных статистических данных соразмерна потребностям пользователей. Во избежание дублирования запроса данных используются административные данные и иная информация;
►актуальность. Официальная статистическая информация отвечает потребностям пользователей;
►своевременность. Официальная статистическая информация распространяется и (или) представляется в установленные сроки, в течение которых сохраняется ее актуальность;
►объективность. Официальная статистическая информация формируется беспристрастно, на основе научных подходов к ее формированию и носит объективный характер;
►доступность. Официальная статистическая информация распространяется и (или) представляется пользователям на равных условиях, в ясной и понятной форме, сопровождается статистическими метаданными;
►сопоставимость. Официальная статистическая информация характеризуется внутренней согласованностью и последовательностью, сопоставима по времени, на международном и национальном уровнях.
1. Международное сотрудничество в области государственной статистики осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права.
►2. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики в установленном законодательством порядке представляет интересы Республики Беларусь в области государственной статистики, осуществляет сотрудничество в области государственной статистики со статистическими органами иностранных государств, международными организациями и органами межгосударственных образований.
1. В целях обеспечения координации деятельности субъектов правоотношений в области государственной статистики республиканским органом государственного управления в области государственной статистики создается Межведомственный совет по государственной статистике.
2. Межведомственный совет по государственной статистике является консультативным органом. Положение о Межведомственном совете по государственной статистике и его персональный состав утверждаются республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 8. Субъекты правоотношений в области государственной статистики
1. Субъектами правоотношений в области государственной статистики являются:
1.1. органы государственной статистики;
1.2. государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики;
►1.21. поставщики административных данных:
►государственные органы;
►иные юридические лица Республики Беларусь;
1.3. респонденты:
►юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения;
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
представительства иностранных организаций, расположенные на территории Республики Беларусь;
граждане Республики Беларусь;
иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь;
1.4. пользователи:
государственные органы;
иные юридические лица Республики Беларусь;
граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе индивидуальные предприниматели;
иностранные и международные организации.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременные, переписи, обследования), если иное не установлено законодательными актами.
1. В систему органов государственной статистики входят:
1.1. республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;
1.2. территориальные органы государственной статистики.
2. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области.
3. Территориальными органами государственной статистики являются главные статистические управления областей и города Минска, созданные республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
4. В структуру главных статистических управлений областей входят отделы статистики в районах и городах.
5. Территориальные органы государственной статистики подчиняются республиканскому органу государственного управления в области государственной статистики и действуют на основе положений, утверждаемых этим органом.
6. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики может создавать в порядке, установленном законодательством, организации для:
►6.1. разработки, обеспечения функционирования и сопровождения информационных систем, комплексов программно-технических средств, необходимых для осуществления государственной статистической деятельности;
6.2. распространения на платной основе официальной статистической информации и оказания иных информационных услуг;
6.3. выполнения иных функций, возложенных на органы государственной статистики, за исключением функций, связанных с реализацией государственно-властных полномочий.
►1. Органы государственной статистики имеют право:
►1.1. получать на безвозмездной основе с соблюдением требований, установленных законодательными актами, от государственных органов, иных организаций административные данные, иную информацию, в том числе распространение и (или) предоставление которых ограничено, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, необходимые для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
►1.2. пользоваться на безвозмездной основе с соблюдением требований, установленных законодательными актами, информационными ресурсами (системами), базами (банками) данных государственных органов и иных организаций, в том числе содержащими информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, получать из них сведения, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, а также иметь к ним доступ, включая удаленный, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы, если ее использование является обязательным, либо на основании соглашения об информационном взаимодействии и (или) по запросу для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
►1.3. получать на безвозмездной основе электронные услуги, оказываемые государственными органами и иными организациями, необходимые для осуществления государственной статистической деятельности, на основании соглашений (договоров) на оказание электронных услуг;
►1.4. формировать и вести статистический регистр;
►1.5. организовывать и проводить централизованные государственные статистические наблюдения;
►1.6. получать на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством, от респондентов первичные статистические данные, в том числе информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в объеме и сроки, указанные в формах государственных статистических наблюдений;
►1.7. получать на безвозмездной основе в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, от государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, первичные статистические данные по проведенным нецентрализованным государственным статистическим наблюдениям и официальную статистическую информацию;
►1.8. проверять достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных и иных документов, посещать с этой целью территорию и помещения (кроме жилых) государственных органов, иных организаций (за исключением организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом), их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей, получать сведения из баз (банков) данных проверяемых субъектов;
►1.9. требовать и получать от респондента необходимые разъяснения, документы (их копии) и иные материалы при организации и проведении государственных статистических наблюдений, формировании официальной статистической информации и (или) в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности;
►1.10. давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и (или) вносить изменения в официальную статистическую информацию в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности;
►1.11. принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения респондентами, в том числе изменять респондентам порядок представления первичных статистических данных;
►1.12. давать разъяснения об организации и ведении государственной статистики, использовании официальной статистической методологии в Республике Беларусь, в том числе в средствах массовой информации, комментировать неправильные использование или трактовку официальной статистической информации;
►1.13. привлекать в порядке, установленном законодательством, юридических и физических лиц для организации и проведения государственных статистических наблюдений;
►1.14. осуществлять сотрудничество в области государственной статистики со статистическими органами иностранных государств, международными организациями и органами межгосударственных образований;
►1.15. распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством, официальную статистическую информацию и оказывать иные информационные услуги через организации, созданные республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
2. Органы государственной статистики обязаны:
2.1. разрабатывать официальную статистическую методологию для организации и проведения централизованных государственных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, соответствующую международным стандартам в области статистики;
►2.2. исключен;
►2.3. предоставлять респондентам при проведении централизованных государственных статистических наблюдений доступ к специализированному программному обеспечению для представления первичных статистических данных в виде электронного документа либо обеспечивать возможность представления респондентами первичных статистических данных в иной форме, установленной республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;
►2.4. осуществлять методологическое руководство организацией и проведением централизованных государственных статистических наблюдений в случае их проведения;
►2.5. обеспечивать конфиденциальность первичных статистических и индивидуальных административных данных и их использование в целях выполнения задач государственной статистики;
2.6. формировать официальную статистическую информацию;
2.7. представлять официальную статистическую информацию государственным органам, а также распространять официальную статистическую информацию иным пользователям в порядке, установленном законодательством;
2.8. обеспечивать равный доступ пользователей к официальной статистической информации и методологии ее формирования;
2.9. проводить обмен официальной статистической информацией со статистическими органами иностранных государств, а также представлять официальную статистическую информацию в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
2.10. обеспечивать ведение баз (банков) данных официальной статистической информации.
3. Органы государственной статистики также пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
►1. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, имеют право:
►1.1. получать на безвозмездной основе с соблюдением требований, установленных законодательными актами, от государственных органов, иных организаций административные данные, необходимые для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
►1.2. организовывать и проводить нецентрализованные государственные статистические наблюдения;
►1.3. получать на безвозмездной основе от респондентов первичные статистические данные в объеме и сроки, указанные в формах нецентрализованных государственных статистических наблюдений;
►1.4. проверять достоверность первичных статистических данных по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, представляемых респондентами;
►1.5. получать от респондента необходимые разъяснения и материалы в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности;
►1.6. давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и (или) вносить изменения в официальную статистическую информацию в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности.
2. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, обязаны:
2.1. разрабатывать необходимую официальную статистическую методологию для организации и проведения нецентрализованных государственных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, соответствующую международным стандартам в области статистики;
►2.2. представлять для утверждения в республиканский орган государственного управления в области государственной статистики проекты форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаний по их заполнению, необходимых для организации и проведения нецентрализованных государственных статистических наблюдений;
►2.3. исключен;
►2.4. осуществлять методологическое руководство организацией и проведением нецентрализованных государственных статистических наблюдений в случае их проведения;
►2.5. предоставлять респондентам при проведении нецентрализованных государственных статистических наблюдений доступ к специализированному программному обеспечению для представления первичных статистических данных в виде электронного документа либо обеспечивать возможность представления респондентами первичных статистических данных в иной форме, установленной республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;
2.6. формировать официальную статистическую информацию;
►2.7. передавать на безвозмездной основе органам государственной статистики в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, первичные статистические данные по проведенным нецентрализованным государственным статистическим наблюдениям и официальную статистическую информацию;
2.8. обеспечивать ведение баз (банков) данных официальной статистической информации;
►2.9. обеспечивать конфиденциальность первичных статистических и индивидуальных административных данных;
►2.10. обеспечивать равный доступ пользователям к официальной статистической информации и методологии ее формирования.
3. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, могут пользоваться иными правами и исполнять иные обязанности в области государственной статистики, предусмотренные иными законодательными актами.
►Статья 111. Права и обязанности поставщиков административных данных
►1. Поставщики административных данных вправе получать от органов государственной статистики, государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, информацию об использовании предоставляемых ими административных данных.
►2. Поставщики административных данных обязаны:
►2.1. предоставлять на безвозмездной основе административные данные органам государственной статистики, государственным организациям, уполномоченным на ведение государственной статистики, в соответствии с актом законодательства либо на основании соглашения об информационном взаимодействии и (или) по запросу;
►2.2. обеспечивать необходимые для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации состав, структуру и уровень детализации получаемых ими административных данных, сопровождать такие данные информацией, необходимой для их правильной интерпретации.
►1. Респонденты имеют право получать в органах государственной статистики и государственных организациях, уполномоченных на ведение государственной статистики, разъяснения о порядке составления и представления первичных статистических данных.
2. Респонденты обязаны:
2.1. представлять при проведении государственных статистических наблюдений на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством, первичные статистические данные в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;
2.2. представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных, если подписание предусмотрено формой государственного статистического наблюдения;
2.3. вносить в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, исправления в данные государственной статистической отчетности в случаях их искажения;
2.4. выполнять решения органов государственной статистики и государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, принятые в пределах их компетенции.
►21. Респонденты могут передавать по договору полномочия на составление и представление первичных статистических данных юридическому лицу Республики Беларусь, индивидуальному предпринимателю, зарегистрированному в Республике Беларусь, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, к которым применяются положения настоящего Закона, регламентирующие права и обязанности респондентов.
►Лица, указанные в части первой настоящего пункта, выполняют обязанности респондента в объеме, определенном договором, и несут ответственность, в том числе установленную законодательными актами для их должностных лиц, в пределах переданных им по договору обязанностей и документов.
3. Респонденты также пользуются иными правами и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
1. Пользователи имеют право:
►1.1. равного доступа к официальной статистической информации и методологии ее формирования;
1.2. запрашивать в органах государственной статистики и государственных организациях, уполномоченных на ведение государственной статистики, и получать официальную статистическую информацию.
2. Пользователи обязаны использовать официальную статистическую информацию с обязательной ссылкой на источник ее получения.
ГЛАВА 3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В целях определения основных направлений развития государственной статистики республиканский орган государственного управления в области государственной статистики разрабатывает совместно с государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, и утверждает стратегию развития государственной статистики, как правило, на пять лет.
2. Государственная статистическая деятельность осуществляется в соответствии с программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.
3. Разработка программы статистических работ осуществляется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
4. Решение о внесении изменений и (или) дополнений в программу статистических работ принимается Советом Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государственного управления в области государственной статистики.
1. Финансовое обеспечение государственной статистической деятельности осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
2. Государственные статистические наблюдения, не включенные в программу статистических работ, организуются и проводятся за счет средств, предусмотренных государственным органам на эти цели, в соответствии с законодательством, а также средств организаций, инициирующих проведение этих наблюдений.
Вмешательство государственных органов и иных юридических лиц, должностных и иных физических лиц в государственную статистическую деятельность запрещается.
1. Государственная статистика в Республике Беларусь ведется органами государственной статистики и государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, в соответствии с их компетенцией.
►2. Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению и (или) с использованием административных данных, иной информации, а также в соответствии с методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений, утверждаемыми республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, и (или) в соответствии с международными стандартами и рекомендациями в области статистики.
►3. Государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, ведут государственную статистику в пределах их компетенции по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, и (или) с использованием административных данных, иной информации, а также в соответствии с методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений, утверждаемыми ими по согласованию с республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, и (или) в соответствии с международными стандартами и рекомендациями в области статистики.
4. Порядок представления нецентрализованных форм государственных статистических наблюдений и указаний по их заполнению для утверждения, согласования методик по формированию и расчету статистических показателей и инструкций по организации и проведению государственных статистических наблюдений устанавливается республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
1. Государственные статистические наблюдения проводятся по формам централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений.
►2. Государственные статистические наблюдения могут быть сплошными (проводимыми в отношении всех единиц наблюдаемой совокупности), выборочными (проводимыми в отношении отдельных единиц наблюдаемой совокупности) и комбинированными, систематическими (проводимыми на регулярной основе) и специальными (единовременные, переписи, обследования).
Вид проводимого государственного статистического наблюдения определяется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
Решения о проведении переписей с указанием даты и сроков их проведения принимаются Президентом Республики Беларусь по предложениям республиканского органа государственного управления в области государственной статистики.
3. Формами государственных статистических наблюдений являются:
3.1. государственная статистическая отчетность;
3.2. анкета;
3.3. вопросник;
3.4. переписной лист;
3.5. иные формы государственных статистических наблюдений.
4. Для организации и проведения государственных статистических наблюдений могут привлекаться юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.
5. Сбор первичных статистических данных при проведении государственных статистических наблюдений может осуществляться следующими способами:
5.1. представление первичных статистических данных респондентами;
5.2. опрос респондентов;
5.3. регистрация первичных статистических данных.
6. Способ сбора первичных статистических данных определяется республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
1. При организации и проведении государственных статистических наблюдений, формировании официальной статистической информации применяются международные, межгосударственные классификаторы, общегосударственные классификаторы Республики Беларусь и статистические классификаторы.
2. Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики осуществляет:
2.1. разработку, утверждение, ведение и применение в установленном им порядке статистических классификаторов;
►2.2. разработку, утверждение и ведение общегосударственных классификаторов Республики Беларусь, используемых в государственной статистической деятельности и закрепленных за ним;
2.3. согласование в пределах своей компетенции проектов общегосударственных классификаторов Республики Беларусь, используемых в государственной статистической деятельности и закрепленных за другими республиканскими органами государственного управления, и изменений в них;
2.4. координацию применения общегосударственных классификаторов Республики Беларусь при организации и проведении государственных статистических наблюдений, формировании официальной статистической информации.
1. Для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации органы государственной статистики формируют и ведут статистический регистр.
►2. Статистический регистр ведется на основании сведений, представленных в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе полученных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных информационных ресурсов (систем), баз (банков) данных государственных органов и иных организаций.
►Статья 21. Обеспечение статистической конфиденциальности
►1. Первичные статистические и индивидуальные административные данные, за исключением данных, доступ к которым, распространение и (или) предоставление которых в соответствии с законодательными актами не ограничены, являются конфиденциальными и используются при осуществлении государственной статистической деятельности.
►Требования части первой настоящего пункта не распространяются на документированную информацию, получаемую непосредственно государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики, в связи с осуществлением возложенных на них нормативными правовыми актами функций, при ее использовании в целях, не связанных с осуществлением государственной статистической деятельности.
►2. Распространение и (или) представление первичных статистических данных допускаются при наличии согласия респондента, представившего эти данные.
►Распространение и (или) представление индивидуальных административных данных не осуществляются, за исключением случая, установленного частью третьей настоящего пункта.
►Органы государственной статистики могут распространять и (или) представлять первичные статистические данные без согласия респондента, а также индивидуальные административные данные без согласия субъекта индивидуальных административных данных в составе официальной статистической информации без указания наименования (фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии)) респондента или субъекта индивидуальных административных данных в случаях, когда распространение и (или) представление таких данных необходимо для комплексной характеристики экономического, демографического, социального положения и состояния окружающей среды в Республике Беларусь.
►3. Запрос у органов государственной статистики, государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, государственными органами и иными юридическими лицами, должностными и иными физическими лицами первичных статистических данных без согласия респондента запрещается, за исключением запроса первичных статистических данных:
►3.1. обезличенных и не позволяющих идентифицировать конкретного респондента, – для научных и иных исследовательских целей, организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации государственными организациями, уполномоченными на ведение государственной статистики;
►3.2. в отношении подчиненных (входящих в состав) государственных организаций, а также организаций, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности и переданы им в управление;
►3.3. юридического лица контролирующим (надзорным) органом, осуществляющим контроль за соблюдением порядка представления данных государственной статистической отчетности, органом уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судом по находящемуся в его производстве делу.
►4. Порядок распространения и (или) представления первичных статистических данных органами государственной статистики в соответствии с частью первой пункта 2 и пунктом 3 настоящей статьи, а также их хранения, защиты и использования устанавливается республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
►5. Должностные лица государственных органов и иных юридических лиц, получившие первичные статистические данные, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к первичным статистическим данным, не вправе распространять и (или) представлять первичные статистические данные третьим лицам без согласия респондента, представившего эти данные, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, а также не вправе использовать эти данные в целях, непосредственно не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей.
1. Органы государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, распространяют и (или) представляют официальную статистическую информацию пользователям в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.
Официальная статистическая информация, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, является общедоступной.
►Официальная статистическая информация распространяется и (или) представляется пользователям путем публикации в статистических изданиях, средствах массовой информации и (или) размещения в информационных системах, на официальных сайтах органов государственной статистики и государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, в глобальной компьютерной сети Интернет, а также в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) и по разовым запросам пользователей.
►Органы государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, могут распространять и (или) представлять в составе официальной статистической информации административные данные, за исключением данных, распространение и (или) предоставление которых ограничено.
►Республиканский орган государственного управления в области государственной статистики и государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, вправе ограничить распространение и (или) представление формируемой ими официальной статистической информации, за исключением информации, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами, если ее распространение и (или) представление может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам и законным интересам юридических и физических лиц.
2. Порядок распространения и (или) представления пользователям официальной статистической информации, формируемой органами государственной статистики, устанавливается республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.
ГЛАВА 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
Должностные лица и иные уполномоченные лица, индивидуальные предприниматели за несвоевременное представление, непредставление и искажение данных государственной статистической отчетности несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
►Статья 24. Ответственность за нарушение статистической конфиденциальности
►Должностные лица и иные работники органов государственной статистики и государственных организаций, уполномоченных на ведение государственной статистики, получившие первичные статистические и (или) индивидуальные административные данные, должностные лица государственных органов и иных юридических лиц, получившие первичные статистические данные, а также другие лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к первичным статистическим и (или) индивидуальным административным данным, за их незаконные распространение и (или) представление несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
© Национальный статистический комитет Республики Беларусь. При использовании информации ссылка на Национальный статистический комитет Республики Беларусь является обязательной.